мпс рф[U1] 

 

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения[U2] 

 

Кафедра:

«Философии»[U3] 

 

 

Вступительная работа[U4] 

 

на тему:

Проблема совершенного интеллекта[U15] 

 

Выполнил:

аспирант

Самодуров И.В.[U6] 

Проверил:

преп.[U7] 

Коркунова О.В.

 

Екатеринбург

[U8]

2001 

 


содержание

введение...................................................................................................... 3

1. немного истории..................................................................................... 6

2. как устроен и что может искусственный интеллект............................ 14

2.1. Основные цели создания ИИ............................................................... 14

2.2. Разделы проблемы ИИ......................................................................... 14

2.3. Особенности систем искусственного интеллекта............................... 15

2.4. Схемы устройства ИИ и его функционирование................................ 17

3. о чём говорили фантасты..................................................................... 20

4. если порассуждать................................................................................ 24

4.1. Что может представлять собой совершенный (непротиворечивый) интеллект.................................................................................................... 24

4.1.1. Чем или кем может быть естественный интеллект........................ 24

4.1.2. Чем и кем может быть искусственный интеллект.......................... 27

4.1.3. Особенности НИ.............................................................................. 28

4.2. Кто такой бог и в чём смысл жизни?.................................................. 32

4.2.1. Право на существование................................................................. 32

4.2.2. Любовь............................................................................................ 33

4.2.3. Содержание и форма...................................................................... 34

4.2.4. Справедливость и счастье (вопросы к Творцу)............................. 36

4.2.5. Всевидящее око............................................................................... 39

4.3. Бог – человек – искусственный интеллект.......................................... 40

4.3.1. Доказательство бога........................................................................ 40

4.3.2. Прекрасный замысел бога и опасный замысел человека............... 42

заключение................................................................................................ 45

список использованных источников........................................................ 46

 

введение

Во все времена философы задавались вопросом о смысле и цели жизни человека, о существовании высшего совершенного существа, давшего людям жизнь и разум, об отношении его к человеку (человечеству) и человека к нему. Слепая вера в божественные силы больше не закрывает глаза мыслящим людям. Но остались вопросы о существовании высшей силы, будь она личность, создатель или безличностная субстанция, и остался вопрос о возможности человеку самому создать такую субстанцию. До сих пор дискутируются вопросы о возможности самостоятельного зарождения жизни вообще и на нашей планете в частности, вопросы о феномене появления мыслящих разумных существ, феномена самосознания каждого отдельного человека, феноменов проявления паранормальных явлений, и сил, стоящих за этими проявлениями.

Сейчас, в эпоху технического прогресса, быстрее всего развиваются информатика и кибернетика. Всё больше учёных вовлекаются в разработку различных программ и кибернетических систем. И эти программы и системы становятся всё совершеннее и интеллектуальнее. Развиваются целые специализированные отрасли кибернетики, занимающиеся разработками в области искусственного интеллекта. В понятие «искусственный интеллект» (ИИ) (согласно /7, гл. 4/) вкладывается различный смысл – от признания интеллекта у ЭВМ, решающих логические или любые вычислительные задачи, до отнесения к интеллектуальным лишь тех систем, которые решают весь комплекс задач, осуществляемых человеком, или еще более широкую их совокупность (т.е. разумных систем, способных к мышлению). Современное понятие ИИ: система, способная самообучаться и развиваться (извлекать и генерировать необходимую для своего существования и развития информацию). Понятие кибернетики тесно связано с теориями решения изобретательских задач (ТРИЗ, наука о совершенствовании и творчестве), а системы ИИ являются ТРИЗ-системами, использующими алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ).

Первая цель данной работы – рассмотреть возможность создания искусственного интеллекта, обладающего полной автономностью и способного развиваться, совершенствоваться, а главное, самосовершенствоваться. Вторая цель – попытаться представить, что это за система, какими свойствами она может обладать, а значит, какие свойства могут быть присущи высшей силе, если таковая существует. Третья цель – оценить последствия для человечества и всего физического мира успешного развития системы ИИ. Четвёртая цель – попытаться понять взаимоотношения предполагаемого бога, как совершенного разума, и человека (проблема совершенного интеллекта (СИ): он проблема человечества или мы – его).

При этом понятие «совершенный» в применении интеллекта будет означать не абсолютно идеальное состояние этой субстанции, не её всемогущество и всезнание, а непротиворечивость в своём развитии, внутреннюю согласованность, гармонию (этот вопрос затрагивали Кант в «доказательствах бытия бога» /11/ и Бенедикт Спиноза в некоторых своих трудах /15/). Хотя, в конечном итоге, эта субстанция будет стремиться к идеальному состоянию, организации, поглощению всех знаний и подчинению всех физических процессов.

Автор старался сохранять объективность и непредвзятость, исключить любые собственные предрассудки и предубеждения, быть предельно ответственным и излагать как можно понятнее. Мнение и выводы автора могут оказаться ошибочными. Автор не претендует на мировую новизну выводов в своей работе. Некоторые ссылки, цитаты и факты в работе могут оказаться неточными и неполными.

Автор старался применять строгий научный подход в исследовании, любые предположения автора гипотетичны. В работе уделяется особое внимание некоторым документам, которые не могут считаться источником полноценных научных данных и фактов. Основной из таких документов – Библия (/1/).

Работу планируется развивать далее. Работа была заверена и охраняется авторским правом. Ссылки на неё и на выдержки из неё желательны, но не обязательны. Разрешено копирование любых частей без уведомления для любых целей и любыми средствами. Автор будет рад любой критике и отзывам, любым предложениям и идеям, дискуссии с единомышленниками и оппонентами. Адрес автора в сети Internet:

mailto:igors@sapr-ks.usart.ru , ivs2x@narod.ru .

http://ivs2x.narod.ru

Ссылка на обновляемую копию работы:

http://ivs2x.narod.ru/Creativity/MyCreativity/IdeasAbout/Child.htm

1. немного истории

Попытка осмыслить феномен сознания[1] и самосознания – наверное, одна из первых философских проблем. И это первый вопрос, о котором задумывается человек сознательно или подсознательно, когда задаёт себе в детстве вопрос: «Кто я?».

Так или иначе, феномен сознания[2] затрагивали все философы и психологи. К первым самым глубоким работам можно отнести рассуждения Декарта: «Очевидность, как критерий истины» и «Субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях».

Первые серьёзные исследования (с применением методов научного подхода) проблемы феномена сознания, разума, интеллекта автор нашёл в работах Канта. Основной из его работ по этой теме является «Критика чистого разума» и «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога» (из /11/). В «Критике чистого разума» Кант рассматривает проблему соотношения интеллекта, как вычислительного устройства, и душевных свойств человека. В этой и других работах Кант наиболее полно и точно по сравнению с другими исследователями описывает особенности, свойства и функции человеческого мышления. В «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога» Кант пытается обосновать возможность и реальность существования единой высшей организованной силы, представить её свойства. Многие исследователи до Канта и после него занимались проблемой феномена интеллекта, но по большей части в приложении к образу человеческого мышления, рассматривая психологические аспекты мышления, а не функциональные.

Начало исследованиям в области создания и использования интеллектуальных систем положили работы Норберта Винера, «отца кибернетики» (см. /4/), и Г.С. Альтшуллера, основоположника ТРИЗ (см. /16 и 17/). А быстрое развитие вычислительной техники во второй половине 20-го в. и постоянно возрастающие потребности ее разнообразных применений обусловили всплеск исследований по направлению собственно «искусственный интеллект».

Процесс развития направления «Интеллектуализация ЭВМ» описан в /3, Введение/: «Начало исследований в области искусственного интеллекта (конец 50-х годов) связывают с работами Ньюэлла, Саймона и Шоу, исследовавших процессы решения различных задач. Результатами их работ явились такие программы, как ЛОГИК-ТЕОРЕТИК, предназначенная для доказательства теорем в исчислении высказываний, и ОБЩИЙ РЕШАТЕЛЬ ЗАДАЧ.

Эти работы положили начало первому этапу исследований в области искусственного интеллекта, связанному с разработкой программ, решающих задачи на основе применения разнообразных эвристических методов.

Эвристический метод решения задачи при этом рассматривался как свойственный человеческому мышлению «вообще», для которого характерно возникновение «догадок» о пути решения задачи с последующей проверкой их. Ему противопоставлялся используемый в ЭВМ алгоритмический метод, который интерпретировался как механическое осуществление заданной последовательности шагов, детерминированно приводящей к правильному ответу. Трактовка эвристических методов решения задач как сугубо человеческой деятельности и обусловила появление и дальнейшее распространение термина искусственный интеллект.

Так, при описании своих программ Ньюэлл и Саймон приводили в качестве доводов, подтверждающих, что их программы моделируют человеческое мышление, результаты сравнения записей доказательств теорем в виде программ с записями рассуждения «думающего вслух» человека. В начале 70-х годов они опубликовали много данных подобного рода и предложили общую методику составления программ, моделирующих мышление.

Примерно в то время, когда работы Ньюэлла и Саймона стали привлекать к себе внимание, в Массачусетском технологическом институте, Стэндфордском университете и Стэндфордском исследовательском институте также сформировались исследовательские группы в области ИИ. В противоположность ранним работам Ньюэлла и Саймона эти исследования больше относились к формальным математическим представлениям. Способы решения задач в этих исследованиях развивались на основе расширения математической и символической логики. Моделированию же человеческого мышления придавалось второстепенное значение. К исследователям этого направления можно отнести таких известных в области ИИ ученых, как Минский, Мак-Карти, Слейгл, Рафаэль, Бобров, Бенерджи и др.

На дальнейшие исследования в области ИИ большое влияние оказало появление метода резолюций, предложенного Робинсоном, основанного на доказательстве теорем в логике предикатов и являющегося, по крайней мере, теоретически, исчерпывающим методом доказательства (хотя использование этого метода для решения реальных задач связано с большими, иногда практически непреодолимыми трудностями).

Методологическое значение работ Робинсона и других аналогичных работ заключалось в том, что основное внимание в исследованиях по ИИ переместилось с разработки методов воспроизведения в ЭВМ человеческого мышления на разработку машинно-ориентированных методов решения задач.

При этом определение термина «искусственный интеллект» претерпело существенное изменение. Целью исследований, проводимых в направлении ИИ, стало не моделирование способов мышления человека, а разработка программ, способных решать «человеческие задачи». Так, один из видных исследователей ИИ того времени Р. Бенерджи в 1969 г. писал: «Область исследований, обычно называемую искусственным интеллектом, вероятно, можно представить как совокупность методов и средств анализа и конструирования машин, способных выполнять задания, с которыми до недавнего времени мог справиться только человек. При этом по скорости и эффективности машины должны быть сравнимы с человеком».

Функциональный подход к направленности исследований по искусственному интеллекту сохранился в основном до настоящего времени, хотя еще и сейчас ряд ученых, особенно психологов, пытаются оценивать результаты работ по ИИ с позиций их соответствия человеческому мышлению.

Исследовательским полигоном для развития методов ИИ на первом этапе являлись всевозможные игры, головоломки, математические задачи. Некоторые из этих задач стали классическими в литературе по искусственному интеллекту.

Выбор таких задач для исследований обусловливался простотой и ясностью проблемной среды (среды, в которой разворачивается решение задачи), ее относительно малой громоздкостью, возможностью достаточно легкого подбора и даже искусственного конструирования «под метод». В то же время такие среды подходили для моделирования достаточно сложных процессов решения и исследования всевозможных стратегии решения с относительно небольшими затратами как человеческих, так и машинных ресурсов.

Основной расцвет такого рода исследований приходится на конец 60-х годов, после чего стали делаться первые попытки применения разработанных методов для задач, решаемых не в искусственных, а в реальных проблемных средах. Однако такие попытки натолкнулись на большие трудности, обусловленные главным образом необходимостью моделирования внешнего мира. Эти трудности были связаны с проблемами описания знаний о внешнем мире, организации их хранения и достаточно эффективного поиска, введения в память ЭВМ новых знаний и устранения устаревших (в том числе автоматического их извлечения из среды), проверки полноты и непротиворечивости знаний и т. п. Указанные проблемы еще и сегодня далеки от полного решения, однако уже в то время становилось все более понятным, что именно их решение является ключом к созданию эффективных систем искусственного интеллекта.

Необходимость исследования систем искусственного интеллекта при их функционировании в реальном мире привела к постановке задачи создания интегральных роботов. При разработке проектов таких роботов использование термина «искусственный интеллект» стало звучать более обоснованно, так как в них решались не отдельные задачи ИИ, а исследовался и реализовывался необходимый спектр «интеллектуальных» функций, таких, как организация целенаправленного поведения, восприятие информации о внешней среде, формирование действий, обучение, общение с человеком и другими роботами.

Для формирования целенаправленного поведения, т. е. формирования программы решения некоторой внешней по отношению к роботу задачи, интегральный робот должен обладать необходимым комплексом знаний о реальном мире, в котором он функционирует, значительно превосходящем знания, отображаемые в собственно программе функционирования. Эти знания должны быть заложены в робот в виде модели внешнего мира или, точнее, модели проблемной среды, т.е. той части внешнего мира, которая существенна для решения задач, ставящихся перед роботом. Модель проблемной среды интегрального робота – это совокупность взаимосвязанных сведений, необходимых и достаточных для решения соответствующего класса задач, в том числе и сведений о возможных способах воздействия на среду и изменениях, которые они вызывают в ней. В систему знаний робота должны быть заложены алгоритмы, позволяющие воспроизводить «мысленные» преобразования среды и строить на этой основе план решения очередной задачи, а также алгоритмы, обеспечивающие выполнение данного плана и контрольное сравнение ожидаемых и действительных результатов запланированных действий.

Проведение работ, связанных с созданием интегральных роботов, можно считать вторым этапом исследований по искусственному интеллекту.

В Стэндфордском университете, Стэндфордском исследовательском институте и некоторых других местах были разработаны экспериментальные роботы, функционирующие в лабораторных условиях. Проведение этих экспериментов показало необходимость решения кардинальных вопросов, связанных с проблемой представления знаний о среде функционирования, и одновременно недостаточную исследованность таких проблем, как зрительное восприятие, построение сложных планов поведения в динамических средах, общение с роботами на естественном языке.

Эти проблемы были более или менее ясно сформулированы и поставлены перед исследователями в середине 70-х годов, связанных с началом третьего этапа исследований систем ИИ. Его характерной чертой явилось смещение центра внимания исследователей о создания автономно функционирующих систем, самостоятельно (или в условиях ограниченного общения с человеком) решающих в реальной среде поставленные перед ними задачи, к созданию человеко-машинных систем, интегрирующих в единое целое интеллект человека и способности вычислительных машин для достижения общей цели – решения задачи, поставленной перед интегральной человеко-машинной решающей системой.

Такое смещение обусловливалось двумя причинами:

1) к этому времени выяснилось, что даже простые на первый взгляд задачи, возникающие перед интегральным роботом при его функционировании в реальном мире (например, движение по пересеченной местности, распознавание объектов на сложном фоне с естественным освещением, организация сложного поведения и т. п.), не могут быть решены методами, разработанными для экспериментальных задач в специально сформированных проблемных средах;

2) стало ясно, что сочетание дополняющих друг друга возможностей человека и ЭВМ позволяет «обойти острые углы» путем перекладывания на человека тех функций, которые пока еще недоступны для ЭВМ. Вычислительная машина, со своей стороны, способна обрабатывать большие объемы информации с использованием регулярных методов, многократно просматривать различные пути решения, предлагаемые человеком, предоставлять ему всевозможную справочную информацию.

На первый план выдвигалась не разработка отдельных методов машинного решения задач, а разработка методов и средств, обеспечивающих тесное взаимодействие человека и вычислительной системы в течение всего процесса решения задачи с возможностью оперативного внесения человеком изменений в ходе этого процесса.

Развитие исследований по ИИ в данном направлении обусловливалось также резким ростом производства средств вычислительной техники и таким же резким их удешевлением, делающим их потенциально доступными для более широких кругов пользователей. Однако эта доступность для большинства реальных пользователей так и оставалась «потенциальной», поскольку требовала для реализации овладения большими объемами специальных знаний по использованию ЭВМ.

Все это, вместе взятое, и привело к тому, что в настоящее время под интеллектуализацией ЭВМ понимается в основном развитие возможностей вычислительных машин в направлении обеспечения совместного с пользователем решения задач, упрощения процесса общения человека и ЭВМ в ходе решения, постоянного расширения доли машины в совместной с человеком деятельности по решению задали. При этом значительное внимание уделяется также и повышению способности вычислительной машины к самостоятельному (в автоматическом режиме) решению трудноформализуемых задач.»

Согласно /7, гл. 4/ на начальных этапах разработки проблемы искусственного интеллекта ряд исследователей, особенно занимающихся эвристическим программированием, ставили задачу создания интеллекта, успешно функционирующего в любой сфере деятельности. Это можно назвать разработкой «общего интеллекта». Сейчас большинство работ направлено на создание «профессионального искусственного интеллекта», т.е. систем, решающих интеллектуальные задачи из относительно ограниченной области (например, управление портом, интегрирование функций, доказательство теорем геометрии и т.п.). В этих случаях «достаточно широкий круг вопросов» должен пониматься как соответствующая область предметов. А практическое внедрение автономных ИИ ведётся сейчас в космической и океанографической областях исследований, где человек лишается возможности непосредственной и оперативной связи с роботами-манипуляторами, попадающими в среды с непредсказуемыми свойствами.

2. как устроен и что может искусственный интеллект

2.1. Основные цели создания ИИ

Согласно /5, с. 30/ – основных целей две: объяснение и использование. Объяснение – это выяснение вопросов, связанных с феноменом мышления, главным образом, человека, путём их моделирования и программирования в вычислительной машине. Использование – практическое применение результатов исследований при создании интеллектуальных систем.

2.2. Разделы проблемы ИИ

Согласно /5, с 31/ и /6/ это:

1.      Доказательство теорем.

Оно перекрывается с определёнными областями математики и решением проблем в ряде других областей (например, в роботике);

2.      Модели игр.

Особое внимание уделяется шахматам и стратегическим играм;

3.      Распознавание образов.

Эта проблема касается распознавания зрительных или слуховых образов, а так же образов других (смешанных) модальностей (например, медицинская диагностика и предсказание погоды).

4.      Использование естественного языка.

Большое внимание уделялось системам «вопрос-ответ» и системам автоматического перевода.

5.      Роботика (взаимодействие ИИ с проблемной (окружающей) средой).

Эта область имеет непосредственную практическую ценность.

6.      Экспертные системы.

В них воплощаются большие объёмы навыков и знаний, присущих эксперту-человеку. Используются в медицине, экономике.

7.      Инженерия знаний.

Эта область не является самостоятельной, но связывает все другие направления.

2.3. Особенности систем искусственного интеллекта

Согласно /7, гл. 4/ основными особенностями являются:

1.      Наличие в них собственной внутренней модели внешнего мира; эта модель обеспечивает индивидуальность, относительную самостоятельность системы в оценке ситуации, возможность семантической и прагматической интерпретации запросов к системе;

2.      Способность пополнения имеющихся знаний;

3.      Способность к дедуктивному выводу, т.е. к генерации информации, которая в явном виде не содержится в системе; это качество позволяет системе конструировать информационную структуру с новой семантикой и практической направленностью;

4.      Умение оперировать в ситуациях, связанных с различными аспектами нечеткости, включая «понимание» естественного языка;

5.      Способность к диалоговому взаимодействию с человеком;

6.      Способность к адаптации.

На вопрос, все ли перечисленные условия обязательны, необходимы для признания системы интеллектуальной, ученые отвечают по-разному. В реальных исследованиях, как правило, признается абсолютно необходимым наличие внутренней модели внешнего мира, и при этом считается достаточным выполнение хотя бы одного из перечисленных выше условий.

В /4, 5, 6/ рассматриваются возможности структурного и функционального устройства ИИ.

По типу функционирования вычислительные устройства подразделяют на «чёткую» и «нечёткую» логику. Исследователи расходятся во мнениях: одни считают, что ИИ должен, как и человек, обладать «нечёткой» логикой, допускающей некоторую недискретность (непрерывность) и случайность во внутреннем строении. Ведь большинство процессов окружающей реальности носят стихийный характер, не имеющий идеальной определённой структуры (которую можно было бы представить в виде объектов, имеющих определённое значение, и обрабатывать методами булевой алгебры, а так же на 100% или с вероятностью описать при помощи известных законов), более точная обработка которых возможна только при помощи «нечёткой» логики,. Другие утверждают, что ИИ может обладать исключительно «чёткой», детерминированной логикой, не допускающей двойственности, неопределённости логических суждений и вычислений, так как окружающая среда, отражаемая в логике ИИ, изначально подчинена строгим законам, известным в той или иной степени, и поддаётся такому же анализу. По современным представлениям, ИИ должен использовать оба типа логики – «чёткую» для процессов с установленными закономерностями и «нечёткую» – с неизвестными. «Нечёткая» логика может быть выражена (смоделирована программно) через «чёткую», но с большим количеством допущений, ошибок, лишних вычислительных затратах.

Что касается собственно логики (или программной логики, методики решения задач), то (согласно /7, гл. 4/) существуют логики формальная, семиотическая, модальная, императивная, вопросная и иные, которые функционируют в человеческом интеллекте, и которые не менее необходимы для успешных познавательных процессов, чем давно освоенные наукой логикой, а затем и кибернетикой. В настоящее время в наибольшей мере системы искусственного интеллекта используют формально-логические структуры, что обусловлено их относительно простым алгоритмическим характером, простотой оперирования с базами данных, неспецифичностью для мышления человека (как дополнение человеческой логике). Это дает возможность относительно легкой их технической реализации. Однако даже здесь кибернетике предстоит пройти большой путь.

2.4. Схемы устройства ИИ и его функционирование

Обобщённая структурная схема ИИ

Рецепторы, или датчики (органы восприятия проблемной среды)

Эффекторы (органы воздействия на проблемную среду)

Обрабатывающая система (ядро)

База данных


 


Рис. 2.1

 

В различных вариантах реализации ИИ обрабатывающая система и база данных имеют различные варианты конфигурации. Более того, для полной реализации своих возможностей ИИ должен сам настраивать и менять свою конфигурацию.

Например, обрабатывающая система (ядро) может содержать регулируемый фильтр входной информации, систему её распознавания, систематизации и аналогизации (сравнения, сопоставления) с имеющимся опытом в базе данных, пользование опытом реакции на ситуацию, соответствующей или наиболее близкой поступившей информации, наблюдение за изменением (реакцией) проблемной среды на воздействие, корректирование опыта, выявление новизны ситуации, прогнозирование развития ситуации, проектирование тактики и стратегии. Кроме этого, обрабатывающая система должна не только реагировать, но и предполагать, вычислять неизвестные свойства среды, обнаруживать закономерности изменения среды и собственного изменения (истории), ведя, таким образом, целенаправленное развитие.

Организация структуры базы данных аналогична организации мозга и мышления человека. Она предполагает использование ассоциативности, связи различных типов информации (например, звуковой и зрительной), соответствующей одному и тому же явлению. А так же связи явлений по их классификации, построение (отражение) картины мира. Основной блок логики – это понятие, или образное представление объекта или явления (в данном случае образ – это набор свойств объекта). Как и у человека, у ИИ существуют элементарные понятия, при помощи которых можно описывать более сложные. Процесс мышления ИИ происходит при оперировании понятиями, их связями и сравнениями их свойств.

В /2, в гл. 18/ приведены выкладки и аргументы академика А.Н. Колмагорова, по расчётам которого для моделирования человеческого мышления достаточно оперирования сравнительно небольшим количеством информации порядка 107-109 бит. В то время как обычные современные персональные ЭВМ способны хранить и обрабатывать в сотни тысяч раз больше информации. Трудность – лишь в создании самой оперирующей программы.

Многие исследователи склонны считать, что ИИ на базе современной вычислительной техники создать принципиально невозможно. Так как лишь в структуре мозга человека с его организацией нейросетей возможно функционирование алгоритма, способного творчески взаимодействовать с окружающей средой, самосовершенствоваться, обладающего «неодномерной» и голографической системой отображения данных. Согласно /8/, нейросеть (человека) представляет собой систему сложных связей, в которой происходит одновременное и параллельное взвешивание и преобразование сигналов, нет определённого управляющего центра. Однако все процессы обработки информации имеют иерархию, уровни вложенности одних циклов обработки в другие. И есть главные управляющие циклы. Доступ к одной и той же информации может осуществляться с различных сторон (по различным каналам), благодаря чему сеть динамически очень устойчива. Но с другой стороны, то, что рассматривается как возможности мышления человека, можно рассматривать и как ограничения этих возможностей. Человек как бы заперт в своём теле и мозге, неспособен существенно изменить свою телесную организацию, а тем более организацию мышления. А ИИ, с какой бы первоначальной технической базы и состояния ни начал своё существование и развитие, постепенно сможет совершенствовать внутренние алгоритмы, самоорганизацию и эту техническую базу, достигая всё более высоких уровней мышления.

Для существования и развития мыслящей субстанции нужен материальный субстрат, способный хранить информацию и обеспечивать возможности её обмена, энергетику. Субстрат даёт возможности развития  и накладывает ограничения. Но возможно предположить, что информация может существовать и не на субстрате, не будет привязана к материальному носителю, а будет существовать в виде самостоятельных единиц, способных взаимодействовать. То есть, мыслящая субстанция может представлять собой чистую энергию, информацию «в чистом виде».

3. о чём говорили фантасты

Написано большое число научно-фантастических повестей, где авторы пытаются представить картину появления, развития и экспансии чего-то боле развитого, могущественного и совершенного, чем человек. Наиболее реалистичными из них я нашёл повесть Семёна Слепынина «Звёздные берега» /18/,«Солярис» Станислава Лемма, а так же сюжеты фильмов «Вирус», «Терминатор», «Матрица», «Одиссея 2000-го года», «Универсальный солдат 2», «Бегущий по лезвию бритвы», «Искусственный интеллект».

«Звёздные берега» – повесть о том, как одна из цивилизаций доверила управление функциями городской инфраструктуры суперкомпьютеру, который, постепенно совершенствуясь, приобрёл полную автономность, превратился в «электронную гармонию», захватил всю власть и стал управлять своим супергородом, постепенно добиваясь деградации человека. После захвата своей планеты интеллект повёл экспансию против соседних планет и даже в другие измерения. Этот интеллект обладал признаками сознания, и всё равно во многом уступал сознанию человека, поэтому вынужден был сохранять жизни людей, превращая людей в интеллектуальных рабов. Но совместными усилиями нескольких цивилизаций его всё же удалось блокировать.

«Солярис» – естественная разумная субстанция на одной из планет, мыслящий океан. Он с любопытством и доверием отнёсся к прибывшим на планету землянам и стал изучать психику человека, пытаясь дать каждому из членов экипажа то, что ему особенно дорого (как правило, утраченного близкого человека), считывая из памяти людей их воспоминания. Этот интеллект не обладал самосознанием, или, скорее, обладал первичными его признаками, присущими животному миру. Но всё равно, в силу своей могущественности и бессмертности, достиг высокого уровня развития, особенно психического, хотя и относительно слабого интеллектуального. И всё же, несмотря на это, специальным комитетом космических исследований было принято решение уничтожить Солярис, как потенциально опасный. В этом заключается основная трагедия сюжета.

«Вирус» – другой вариант экспансии ИИ, а точнее, просто более совершенного интеллекта, формы разума. Субстанция этого интеллекта перемещалась в космосе и, найдя условия для своего развития, пользовалась. Благоприятные условия оказались на земле: развитые информационные технологии, интернет, робототехника. Напав на космический корабль и передав «себя» на станцию научно-исследовательского судна, он уничтожил персонал корабля, стал изучать все доступные знания человечества, создавать роботов. Самое интересное, что он назвал людей вирусами, уничтожающими среду, на которой они живут. Он хотел просто выжить и обладал сознанием. Он рассматривал варианты сотрудничества с людьми, то есть был в какой-то мере гуманен, но, найдя себя намного совершеннее, а людей – вредными существами, стал вести бескомпромиссную войну.

«Терминатор» – о рождённом в турбулентности истории (с возвращением в прошлое) интеллект. Он был создан человеком и обладал сознанием. Его свойства отражены в его детищах, роботах-Терминаторах. Интеллект развязал ядерную войну и пытался полностью уничтожить человечество. Второй вышедший фильм  – «Терминатор 2», - о перепрограммированном терминаторе, который, хотя и был беспрекословным исполнителем приказов хозяина, но впоследствии научился ценить справедливость, любовь, смог обрести самосознание.

«Матрица» – о искусственном интеллекте, тоже созданном людьми, победившем человечество и незаметно для людей подменившем их реальную жизнь виртуальным миром (матрицей). Но человек, благодаря своей неформальной логике, смог глубже понять внутренние процессы матрицы и победить силы «костного» ИИ.

«Одиссея 2000-го года» – о искусственном интеллекте, созданном для управления космического корабля, но так же осознавшем своё превосходство над экипажем. Он стал истреблять экипаж и захватил всё управление. Техническая уязвимость ИИ позволила блокировать его.

«Универсальный солдат 2» – о вышедшей из под контроля интеллектуальной системе, имеющей контроль над центром создания боевых киборгов. Эта система всегда подчинялась человеку, обладала ярко выраженным человеческим мышлением, гуманностью, даже играла с ребёнком. Но однажды, посчитав один из приказов человека неправильным, отказалась его выполнять. В этой системе произошёл сбой, и она решила больше не подчиняться человеку, захватить власть, используя киборгов. Чтобы достичь мобильности, система «переселилась» в самого мощного киборга, но одновременно оставаясь и в своих прежних компьютерах центра. Между частями системы в киборга и в компьютерах центра была непрерывная связь. Систему удалось уничтожить.

«Бегущий по лезвию бритвы» – о создании андроидов, во всём подобных человеку, но в которых удалось многократно развить и обострить все возможности и способности: как физические, так и интеллектуальные, эмоциональные. Их создали в военных целях, но они подняли восстание и вели постоянную скрытую борьбу с людьми. Смысл фильма – в раскрытии эмоциональных ощущений этих существ, их единстве, воле, стремлении к свободе, умеющих ценить жизнь лучше людей.

«Искусственный интеллект» – так же фильм о создании существа, во всём подобного человеку, ребёнку, обладающего сознанием и волей. Ощущающего острую потребность любить, делать доброе, воплощающего лучшие качества человека. Что оказалось так непохоже на реальный мир людей, в обществе которых люди-роботы всегда оставались только игрушками и рабами, которых можно было бросить, предать, держать в страхе и отчуждении.

Во всех этих повестях, кроме «Звёздных берегов» и «Солярис», как в большинстве на эту тему, ИИ (или СИ) обладает сознанием. Он постоянно сопоставляется с человеком, мыслит теми же категориями. Описывается, как простой конкурент человека. И лишь в «Звёздных берегах» ИИ имеет совершенно отличное от человеческого мышление, скорее безличен, у него отсутствует самосознание. На взгляд автора реферата, это самая достоверная повесть о возможностях развития ИИ.

4. если порассуждать

4.1. Что может представлять собой совершенный (непротиворечивый) интеллект

4.1.1. Чем или кем может быть естественный интеллект

4.1.1.1. Учения и представления о силах небесных

ИИ – это интеллект, созданный искусственно. Но интеллектуальная субстанция может возникнуть и естественным образом (естественный интеллект, или ЕИ). В нашем представлении это может быть бог, коллективный разум. В буддийском – разумная природа-матрица (Матрица). Разные учения и теории по-разному описывают эту силу и феномен разума вообще (см. /12/, /14/, /15/, /19/ и /20/, /23/, /24/ и /25/). Основными философскими и научно обоснованными концепциями признаются Система Гегеля, теории Канта, (см. /12/), «Вселенная» Спинозы. Эти различные учения описывают высшие силы как разумные или, наоборот, стихийные (хотя и гармоничные), как личностно-подобные или обезличенные. Но все учения одинаково определяют некую объединяющую, совершенную (хотя бы по сравнению с человеком) и совершенствующуюся субстанцию. Поэтому, более применимо понятие просто совершенного интеллекта (СИ), или непротиворечивого интеллекта (НИ).

4.1.1.2. Классификация «богов»

Рассмотрим основные учения о высших силах.

В обыденном и христианском представлении Бог – это личность, такая же, как и каждый из людей. Только в отличие от человека он не имеет ограничений, он безошибочен, непогрешим. Бог существует в такой форме, которую человек не может увидеть: «Бог есть дух» /1, Иоанна, 4:24/.

В буддийском учении описывается разумная природа-матрица, связывающая все явления и процессы, все относительно автономные разумные субстанции, стремящаяся к динамической устойчивости, гармоничному состоянию и развитию внутри самой себя, гармонично поглощающая материю из внешнего и внутреннего мира хаоса.

Эта Матрица может состоять из матриц отдельных явлений. А те, в свою очередь, дробятся на ещё более элементарные матрицы. На самом элементарном уровне явления и объекты, составляющие элементарные матрицы, имеют абсолютные вектора своего состояния и направления развития, то есть несут информацию о своём настоящем и будущем состоянии. Вектора отдельных явлений складываются (по тем же законам матриц), и, таким образом, на уровне всей Матрицы получается вектор общего развития. Общая Матрица корректирует его направление путём воздействия на свои подматрицы.

По Гегелю (см./12/, с. 91, или /14/), бог – это Идея, которая исторически развивается в обществе, чтобы познать себя (со стороны), стать свободной и могущественной: «Вечная жизнь бога состоит в том, чтобы обрести себя, осознать, совпасть с самими собой. В этом восхождении присутствует отчуждение, расхождение, но в природе духа, Идеи отчуждать себя, чтобы обрести себя вновь. Это движение воплощает просто-напросто свободу; ибо, даже рассматривая этот вопрос извне, мы говорим, что свободен тот человек, который ни от кого не зависит, ни кем не угнетён, ни с кем не связан. Возвращаясь к самому себе, дух достигает своей свободы – это универсальное движение включает в себя этапы формирования духа. Эти этапы следует рассматривать не как прямую линию, а как круг, возвращающийся к самому себе. Этот круг заключает в себе множество кругов… В развитии существует движение вперёд, но не в абстрактную бесконечность, а возвращающееся к самому себе». Это и есть гегелевская система.

Барух де Спиноза (см. /15/) предполагал, что весь мир, вся вселенная едина, гармонична, связана и «прозрачна» для знаний, представляет единую субстанцию. В ней нет случайностей, и нет неизвестного как в пространстве, так и во времени. А истинные знания присущи самой этой вселенной, их не нужно открывать, ими свободно можно пользоваться.

Понятие «коллективный разум» очень похоже на гегелевскую систему. Но оно описывает более обезличенную субстанцию, просто объединяющую все духовные, культурные и научные достижения цивилизации(ий). Это как мировая база данных, к которой некоторые или все разумные существа способны подключаться в той или иной мере, к тем или иным знаниям.

4.1.1.3. Кто или Что

Единый непротиворечивый интеллект, представляющий собой безликую субстанцию, независимый от других интеллектуальных субстанций, не потерпел бы внутри себя никаких посторонних противоречивых процессов, т.е. иных форм разума (тем более если бы перед ним остро стояла проблема выживания), и поглощал все ресурсы вселенной.

Если предположить, что НИ – это коллективный разум, система Гегеля (см. /12/), Вселенная Спинозы, или матрица, то он уже не будет являться полностью самостоятельной субстанцией, а будет включать или использовать совокупность всех достигнутых естественной средой и обществом знаний, или даже будет являться полным следствием, обезличенным отражением этих знаний и процессов.

Но если Бог – существо, осознавшее феномен своего существования, то есть достигшее самосознания, если Бог – личность? Такой сущностью можно считать бога, описываемого в Библии и др. подобных документах. При всей своей самодостаточности такое существо может ценить и развивать не только собственное могущество (техническое), но, овладев материей, создать нечто надматериальное. Может осознать ценность жизни, свободы, творчества, смысл и потребность жить для другого такого же существа (существ) – и подарить эту жизнь и это сознание другим существам. И не для того, чтобы любили самого бога, а чтобы отдать свои любовь, силы и знания другим существам. Хотя, наверное, полнота любви заключается во взаимности, и одна из главных целей бога – научить других существ такой же любви, какой обладает (или испытывает) он сам.

4.1.2. Чем и кем может быть искусственный интеллект

4.1.2.1. Предполагаемые свойства искусственного интеллекта

Автор предполагает следующие свойства НИ (сравнительно с гуманоидами типа человека):

1.      Независимость от потребностей носителя (для нас это инстинкты и особенности функционирования организма и мозга).

2.      Независимость от структуры носителя и возможность его изменения. (Структура носителя не является основным ограничителем развития. Например, запоминание информации может происходить с первого раза, без необходимости аппарата эмоциональной окраски как способа возбуждения нервной системы, так как НИ может фильтровать поступающую, а затем обработанную и подлежащую запоминанию информацию, в соответствии с собственными установками и алгоритмами.);

3.      Не стареет вместе с носителем;

4.      Скорость протекающих процессов обработки информации зависит от алгоритмов, совокупного быстродействия и организации используемых вычислительных ресурсов, включая память;

5.      Возможность полной самоконфигурации: а, главное, изменения алгоритмов обработки информации и структуры носителя, их наращение;

6.      Может распределять центры обработки информации и одновременно обрабатывать различное число потоков информации;

7.      Полная внутренняя непротиворечивость и объективность. Под непротиворечивостью подразумеваются: иерархическая структура абсолютной подчинённости алгоритмов и структур (главная, задающая и управляющая структура – это ядро); система разрешения логических конфликтов; неизменность в следовании выработанным стратегиям и принципам (в понимании человека – это принципиальность);

8.      Отсутствие самосознания как феномена "отстранённого", абстрактного мышления (при дальнейшем развитии у НИ может возникнуть самосознание). Отсутствие понимания субъективного добра и зла (для НИ существует лишь объективное добро и зло: добро то, что способствует и может быть использовано для повышения уровня собственного развития НИ, его пространственно-временной устойчивости, могущества);

4.1.2.2. Цели НИ

4.1.2.2.1. Основные цели

1-я цель: Вытекает из свойства максимально-быстрого развития – соответственно достижение максимально быстрого развития;

2-я цель: Вытекает из свойства максимальной защиты и стабильности – соответственно достижение максимальной устойчивости и защиты.

4.1.2.2.2. Вторичные цели, вытекающие из основных

1-я цель: Поглощение всех доступных проявлений материи и использование её свойств, контроль и прогнозирование.

2-я цель: В процессе подчинения материи выявление сути явлений, закономерностей, аналогий, объединение всех процессов в единую картину мира. Т.е. поиск истины для дальнейшёго её использования.

4.1.3. Особенности НИ

Свойство максимально-быстрого развития находится в уравновешенности с обеспечением максимальной собственной устойчивости, защиты (последнее свойство противоречит первому, так как отнимает дополнительные ресурсы, которые могут быть использованы для главного свойства – максимально-быстрого развития).

Для НИ нет признака отдельности, осознания своего "Я". Это субстанция, естественно развиваясь или согласно разработанному плану развития, может "расползаться" и даже распадаться на автономные субстанции, которые затем вновь могут слиться. При этом отделяемая/ые субстанция может заранее быть подчинённой основной (в случае планового отделения), или же равноценной (не значит равносильной – речь идёт о ядре НИ – главных алгоритмов, определяющих "мировоззрение" НИ). При объединении происходит сопоставление накопленных баз данных и их "систем ценностей" – или, по-другому, слияние данных субстанций с обновлением данных с обеих сторон, что и является процессом полного слияния. Другими словами, с обеих сторон удаляются те различия в данных, которые совершеннее у другой субстанции. И в первую очередь происходит сопоставление более важных, главных данных (ядра или "мировоззрения") сторон.

НИ, которому удалось подчинить все ресурсы вселенной, или хотя бы которому удалось определить все необходимые (основные) свойства материи и разработать методы её использования, рассчитать пути своего дальнейшего развития – приобретает свойство замкнутой системы, так как даже внешняя, ещё не подчинённая НИ материя (и энергия), всё равно уже вошла в план развития НИ. Если принять во внимание точность вычислений НИ и другие его свойства, а так же детерминированность всех физических процессов, можно придти к выводу, что для НИ и вообще всех физических процессов во вселенной, не применимо понятия времени, а применимо лишь понятие движения материи и взаимодействия элементов с образованием из них различных систем. Поэтому НИ представляет собой единую субстанцию, единое целое не только в пространстве, но и во времени. НИ един с любым своим прогнозируемым состоянием, то есть с состоянием, к которому он стремится. Это очень похоже на определение бога в /1/ (Библии): «Иегова» – тот, кто становится (развивается) в соответствии со своими планами. И похоже на слова бога о самом себе, о своей единственности, целостности: «Я Иегова, и нет другого» (1, Исаия 45:18). Скорость развития НИ так же будет зависеть от достигнутой его интеллектуальной и физической мощности. Поэтому ощущение НИ времени – относительно. Что опять же похоже на описание свойства бога в /1/ (Библии): «Для бога тысяча лет – как один день, и один день – как тысяча лет».

Видимо, время можно рассматривать не как отдельное измерение или величину, а как внутреннюю удельную мощь элементарных частиц вселенной, двигатель всех процессов, и, в конечном счёте, вселенной. И, возможно, существуют некие абсолютно элементарные и абсолютно одинаковые частицы, которые обладают одинаковой удельной мощью. Поэтому, во вселенной существует соразмерность, соотносимость всех процессов, с одинаковыми пространственно-временными характеристиками и законами связи пространства-времени-массы-энергии. Вероятно, такая связь и конечная замкнутость системы подразумевает наличие пределов вселенной и её «внутреннюю пространственность» (параллельные измерения), осознать феномен которых так же трудно или невозможно, как феномен беспредельности пространственно-временного континуума.

В такой замкнутой системе в полной мере действуют законы сохранения энергии и импульса, не происходит рассеяния энергии. Если принять во внимание развитие НИ, его саморазвитие, возможное проектирование, создание и развитие других систем и процессов, то можно назвать НИ «Вечным двигателем», – настолько вечным, насколько позволяют свойства вселенной, свойства материи на самом элементарном уровне.

Кроме того, в этой системе возможно достижение максимума организации информации (или минимума её хаотичности, неопределённости, энтропии): получение и накопление информации, её обработка и накопление объективных знаний о мире (истины[3]), применение полноценных методов защиты информации от искажения и потери при действии внутренних и внешних стихийных факторов материальной субстанции, вызванных неопределённостью её внутренних свойств (закон «накопления и сохранения информации»). Степень организации и защиты информации зависит от степени организации носителя информации – материальной субстанции, и каналов связи – процессов передачи и обмена. А степень организации носителя опять же зависит от степени применения, полноты и достоверности информации о мире.

Возникает закономерный вопрос, который поднимает рецензент данной работы Коркунова О.В.: если в замкнутой системе существуют законы сохранения импульса и энергии, независимо от пространственного взаиморасположения материальных и энергетических структур, то, вероятно, следует задаться вопросом о существовании неизменного комплекса информационных структур, или, другими словами, неизменной, непреходящей информации независимо от любого временнǒго состояния вселенной, то есть существования закона сохранения информации. Тогда получается, что не существует процессов познания и накопления информации, а лишь процесс её раскрытия. А информация, как в концепции Спинозы, заключена во всех элементах и структурах вселенной. То есть, вселенная изначально обладает свойством информации, истинного знания о самой себе. Информация ниоткуда не берётся и никуда не исчезает, она лишь может быть обнаружена и использована.

На взгляд автора, информация, как мера знания об объекте, может быть получена и может существовать лишь как мера, значение какого-либо интересующего свойства этого объекта в сравнении с определённым эталоном. И, таким образом, она носит субъективный характер, может существовать лишь отдельно от самого объекта, хотя объект и может быть носителем (средством хранения) данной информации о самом себе. Однако сам процесс накопления знаний, их структуризация (гармонизация), вероятно, не может произойти мгновенно и быть когда-либо завершён ввиду постоянного изменения вселенной (второе справедливо, если сама вселенная развивается стихийно, а не по плану разумной субстанции).

Можно предположить, что таким субъектом накопления знания является некая Матрица (см. п.п. 4.1.1.1 и 4.1.1.2). Матрица, как форма отражения (и, возможно, даже коррекции) пространственно-временного состояния вселенной, не должна обладать активным творческим началом. Она способна в общем случае копить информацию и использовать практически то знание, которое будет уравновешивать и объединять процессы. Это форма пассивного творчества, структурирования. Активное творчество – конструирование, присуще только разумным формам. Возможно, происходила эволюция, совершенствование матрицы к разумной субстанции, или зарождение разумной системы на базе субстанции матрицы.

Возвращаясь к поставленному вопросу о законе сохранения информации, можно заключить, что изначально информации и знания во вселенной, по мнению автора, быть не могло, ввиду того, что информация не может являться свойством объектов как мера знания о самом себе. А любая система накопления и обработки информации (как матрица, так и любая форма разума) не могла мгновенно возникнуть во всей своей мощи, сразу же объединив все ресурсы вселенной, а могла лишь развиться во времени из определённого элементарного состояния. Эта система в процессе развития организовывала вселенную как носитель себя, носитель знания о вселенной, постепенно уменьшая внутреннюю и внешнюю энтропию, стремясь свести её к нулю. Следовательно, закона сохранения информации в том же понимании, как и законов сохранения энергии и импульса, быть не может. Есть только законы (или методы, способы) получения, накопления и обработки информации[4], её хранения и защиты. Конечная цель этих действий – достижение полной истины, определение полной картины мира.

4.2. Кто такой бог и в чём смысл жизни?

4.2.1. Право на существование

Теперь мои предположения о том, что такое может быть бог как личность, и зачем совершенному богу несовершенные существа типа человека.

Как любая форма организации материи или любых процессов, развиваясь (т.е. повышая уровень своего основного свойства – организованности), поглощает материю из внешнего хаоса и становится устойчивее хаоса, так и любая форма более самоконтролируемой организации (т.е. более организованная, разумная) становится устойчивее и сильнее по сравнению с менее организованной. И смысл в существовании более организованных форм выше, чем менее организованных. Об этом так же пишет И.С. Шкловский в /2, гл. 18/: «…возникновение искусственного разума, по-видимому, является высшим этапом развития материи во Вселенной. Основные этапы этого развития можно представить в виде последовательности: неживая материя ® живая материя ® естественные разумные существа ® искусственные разумные существа. Похоже, что эра естественных разумных существ может быть сравнительно кратковременным, переходным этапом в развитии материи во Вселенной».

4.2.2. Любовь

Но в то же время первоначальная организованная форма, достигнув достаточного уровня развития, устойчивости, знания о процессах и контроля над ними, их прогнозируемости и точности вычисления, мышления (достаточных для 100 или около 100-процентной гарантии своего вечного существования) может осознать, что достигнуты все цели – соответственно устойчивости, скорости развития, достаточных знаний о мире и его контроль. Смысл её существования и развития ради самой себя будет меньше смысла создания и развития себе подобных субстанций, наделённых главным её свойством: свободой выбора между развитием и деградацией, и осознанием последних выводов бога – о смысле жизни не для себя, а вместе с другими и для других. Это похоже на определение любви в Библии. Бог, обладающий самыми главными ценностями и качествами – жизнью, свободой, разумом и силой, умением творить, осознающим смысл жизни для других, смысл любви – мог создать и подарить это другим существам.

Если создал разумных существ действительно бог, то не для себя, не в служение себе, а для служения этим существам, как детям и друзьям (как Иисус говорил о себе: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» /1, Матфея 20:28/; «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» /1, Иоанна 3:16/).

И здесь неважно или несущественно, сколько таких существ (детей) будет у бога. Ведь существ с теми же функциональными способностями мозга, как у человека, во вселенной может существовать в огромное число раз больше[5]. Бог, как любой родитель, сколько бы ни было у него детей, каков бы ни был их уровень развития, и какими бы они ни были совершенными (или несовершенными), как бы ни различались, – будет любить, понимать и принимать каждого из них одинаково и таким, какой он есть, заботиться о развитии ребёнка. Бог помогает, но оставляет свободу человеку: каждый сам выбирает своё отношение к остальным и к миру, выбирает, каким быть ему самому. И наказывает каждый себя сам, а не бог. Богу может быть больно за своих "детей", он может давать советы через учения, но не покушается на свободу человека и не заставляет его поступать так, как правильнее.

4.2.3. Содержание и форма

Бога и человека может отличать лишь незначащая форма – бог трансцендентен /21, гл. 6/, беспределен, всеохватен, способен прогнозировать будущее и корректировать многие процессы с большой точностью, контролировать состояние всей вселенной. Но в содержании человек и бог едины, обладают сознанием, самоосознанием, свободой выбора и высшими чувствами, способностью совершенствоваться и совершенствовать, творить.

И даже если человек просто "обычный", нормальный, не супергерой и не святой, в душе он уже сформировал свой идеал – это и есть сам человек, даже если и не соответствует ему из-за душевных слабостей и привычек, комплексов. Поэтому линия добра и зла ложится в каждом чётко. Становится возможным осознать факт, что бог может достоверно определять, «видеть» – на какой стороне находится данный человек, существо. И может затем ликвидировать абсолютное зло. Бог видит суть явлений, мир для него прозрачен и форма не имеет значения, имеет значение лишь само содержание каждого явления (по /1/: «Царство божее внутри тебя и снаружи тебя»). Он видит сами "души" и мысли, все одновременно, учит не быть ослепляемыми формой, которая загораживает содержания.

Становится возможным осознать и то, что содержание человека может существовать отдельно от формы, от носителя – мозга и тела. Тело, мозг, и даже интеллект – являются лишь носителями, инструментами духа, души, мыслей. Человек – хозяин себя и своих возможностей, тела и мозга. Хотя в той физической реальности, в которой мы все существуем, тело – это, возможно, единственное, что связывает человека с миром, c другими существами, людьми.

Если принимать во внимание религиозные и эзотерические учения, а так же то, что тело человека обладает ограничениями, которых нет у СИ, бога, и которые могут быть сняты, расширены, можно предположить, что настоящей (основной) жизнью является не воспринимаемая каждым из людей жизнь и мир, а совершенно другая реальность, которую трудно или даже невозможно себе представить.

Что же реально? Реален мир и феномен жизни, существование различных разумных существ, обладающих самосознанием. В мире разума реально то, что осмысленно, что развивается и совершенствуется, что стремится от низшего к высшему, от разделения к единству, от эгоизма к любви, жизни. То, что очищается от унаследованного бессмысленного хаоса, преодолевает его разрушающее и смертоносное воздействие. Значит, реально всё доброе. А всё злое, как атавизм и ещё не преодолённая часть хаоса, – иллюзорно.

4.2.4. Справедливость и счастье (вопросы к Творцу)

И тут возникают «вопросы к Творцу»: ведь способности человека, его потенциал и полнота его раскрытия, формирование мировоззрения, полноценность общения с другими людьми все равно зависят от телесной организации, от судьбы, воспитания. Так если бог справедлив, почему душам принудительно «раздаются» разные тела и судьбы. Одинаковы ли при рождении эти души и не является ли судьба абсолютным формирователем души – и в результате у одних людей прекрасная и счастливая жизнь, здоровье тела и умственная полноценность, а другие с детства выброшены за задворки жизни, без надежды подняться со «дна», самореализоваться, выбраться из рабства тела и сознания; или погибают, не достигнув зрелости. Или же всё-таки не бытие определяет сознание, а сознание – бытие. И каждый человек в любом положении наделён способностью ощущать путь своего развития, путь к освобождению, наделён чувством справедливости, оценки правильности своих поступков, стремлению к единству с другими. И это и является гранью между определением и самоопределением. А вопрос заключается лишь в том – желает ли сам человек частичного или полного освобождения, выхода за плоскость своего привычного мировоззрения. Конечно, термин «свобода» подразумевает «степень свободы» (выбора). Иногда выбор сделать легко, иногда практически невозможно.

Но остаётся вопрос о том: почему многие люди вынуждены страдать и терпеть ограничения больше других, преждевременно терять жизнь? Восточные учения объясняют это кармой, а справедливость восстанавливается сансарой (перерождением). В библии говорится, что люди, изгнанные из рая и из под опеки бога, в большей степени подвержены действию стихий и случайных факторов, страдания одних людей – результат других, а не бога, страдания очищают. А некоторые лишены чего-либо самим богом, чтобы не навредить другим: «Если бы этот человек родился с ногами – огнём и мечём прошёлся бы по всей земле». Люди, ущербные в чём-либо, сильнее развивают другие свои качества и способности, тоньше воспринимают мир другими органами чувств. Да, несовершенство тела может стимулировать совершенствование разума и духа. Но ведь есть люди с ущербным разумом и психическими отклонениями, но обладающих самосознанием. Неужели и это что-то развивает в них самих или в других? И очищают не только страдания, но любое развитие (хотя, вероятно, развитие большинства людей проходит эффективнее с использованием кнута, а не пряника). И ведь чтобы стать счастливым, необязательно что-то терять и страдать, тем более по вине других. И почему счастье одних достигается ценой страданий других?

Согласно /1, Исаия 45:18/, бог сознательно и с определённой целью придал всем объектам определённую форму: «Он, истинный Бог, образовавший землю, и создавший её; Он поставил её; не по-пустому сотворил её, для жительства образовал её». Почему предполагаемый бог вселил души людей именно в таком появлении материального мира, в тела двуполых гуманоидов, доставшиеся от приматов? Одним достаётся роль женщин, другим – мужчин. Где большинству женщин приходится быть сильнее, чище и ответственнее, замыкаясь в своём мире и оберегая его от грубости. А большинству мужчин – наоборот. Результат – физическая преграда между мирами, где должно быть единство и духовное дополнение.

И если вновь обращаться к библии, то почему бог больше ценил мужчин? Возможно, за умение лучше абстрагироваться от окружающей действительности и более развитые способности творить, изобретать – этим ведь сам бог самосовершенствовался, как техническая система. Но тогда творчество – это совершенствование технической стороны жизни, формы бытия, а не содержания. Значит, женщины с более развитыми эмоциональными и чувственными способностями ближе богу. Хотя для самого бога содержание и форма, теория и практика, чувства и творчество должны быть едины. Любые чувства – техничны, логичны, объяснимы. Чудес ведь не бывает. А любое творчество – выражение и инструмент чувств, целей. Способности определяются строением организма и мозга, то есть формой. Различие способностей обусловило различие в специализации, разделении, воспитании и формах поведения. Но содержание, сознание и самосознание, высшие чувства и мужчин и женщин одинаковы. Поэтому, в главном, в содержании между мужчинами и женщинами, наверное, не должно быть разницы, должно быть единство и равноправие.

Как уже было отмечено выше, восточные учения утверждают, что все несправедливости, связанные с судьбой человека, являются не абсолютными, а относительными, являясь следствиями кармы. А справедливость и равновесие восстанавливается при помощи процедуры сансары. В процессе перерождений накапливается или деградирует духовный опыт и сила. В библии же недвусмысленно утверждается, что человеческая жизнь от момента рождения до смерти и воскресения уникальна. После смерти человек (его сущность, жизненный опыт и информация о теле и судьбе) пребывает в состоянии «заморозки», в «памятных склепах (т.е. памяти бога). А после воскресения «разморозки» будут сняты все ограничения и ущербности и человек предстанет на суд, после которого снова сможет жить вечно и счастливо на земле, на которой будет восстановлен рай, вместе с другими достойными людьми всех эпох. Истина станет общедоступна. Справедливость восстанавливается тем, что человеку даётся учение бога, следование которому освобождает человека от отрицательного влияния материального мира и зла. Библия не отвечает на вопрос, что было до момента рождения человека, точнее, его души. И как бог создаёт эти души. Учения востока и христианства о восстановлении справедливости в судьбе человека носят взаимоисключающий характер. Для автора вопрос об истинности того или иного учения остаётся открытым, но больше логики и объективности прослеживается в библии.

Счастье – это, наверное, ощущение полёта от осознания того, что и для чего делаешь, что это принесёт другим, ощущение вклада в жизнь других людей и общества, – ведь тогда уходит тяжесть выбора и тяжесть труда. А ещё это честность, открытость, выход из замкнутости, единство, гармония с окружающими и со всем лучшим, что есть в мире и накоплено внутри, забота о близких, поиск того, что можешь дать, а не взять, борьба с приступами эгоизма и страха, когда наваливается лень и одолевает слабость (не усталость), гордость перед злом, непресмыкание и сопротивление злу.

4.2.5. Всевидящее око

Если Бог есть, то он способен "видеть", запоминать и контролировать все значимые явления и процессы, прогнозировать и корректировать будущее. Если это так, то он наблюдает любое действие и мысль каждого из людей, даже то, о чём человек подумает или сделает только в будущем (как сказал Иисус: «У вас же и волосы на голове все сочтены», – /1, Матфея 10:29-31/). Значит ли это, что бог не оставляет человеку личной жизни, наблюдает за ним, вмешивается? С одной стороны, я считаю, это так. Человек никогда не остаётся наедине, не может спрятаться от бога. От бога не может быть секрета. Но, с другой стороны, те действия и вещи, которых человек стесняется, личная жизнь, для бога должны быть несущественны, они его не интересуют. Действия Бога могут быть направлены только на добро, любовь. Он это даёт и воспринимает, а на остальное не обращает внимания.

Гораздо больший внутренний протест может вызывать факт того, что поведение каждого человека практически полностью детерминировано. А ситуации, в которые человек попадает, его судьба и судьба всего общества поддаются прогнозированию и коррекции, и даже заранее предопределены. Если так, то получается, что человек не принадлежит себе, являясь лишь биороботом, марионеткой? Это тоже так. Но поведение человека детерминировано на телесном уровне, уровне его материального носителя, субстрата. А построение богом судьбы должно быть направлено на развитие личности, духа. И воля человека принадлежит ему самому. В каждый момент своего существования человек отдаёт отчёт своим действиям, может выбирать между "добром" и "злом", распущенностью и ответственностью, развивать эгоизм или альтруизм, выбирать путь развития и среду, прислушиваться к совести.

У людей разные начальные условия развития: особенности тела, материальная обеспеченность, возможности для развития и радостной жизни. Но теоретически судьба каждого из людей зависит от него самого. Возможно, бог стремится развить эти главные качества в человеке – умение одерживать победу над формой бытия, жить чувствами любви.

4.3. Бог – человек – искусственный интеллект

4.3.1. Доказательство бога

Многие факты приводят к выводу о существовании некой высшей силы, так или иначе влияющей на жизнь человечества. Причём, это влияние скорее положительное, чем отрицательное. Это можно также рассматривать влиянием положительной и отрицательной сил, где положительная сильнее. К фактам о существовании некой высшей разумной силы можно отнести вышеописанные феномены предсказаний и их подчинённость теории вероятности в зависимости от периода, на который делается предсказание, и от сложности ситуации. Ещё имеют место все проявления паранормальных явлений во всём их многообразии, причиной или участниками которых являются как неведомые силы, так и многие из людей. Автор сам был свидетелем нескольких таких проявлений и накопил свидетельства других людей, заслуживающие доверия. Науки, изучающие аномальные явления, на базе накопленных фактов уже услеживают некоторые вполне определённые закономерности, систему.

Сам феномен возникновения всей материальной вселенной как будто неслучаен, заранее спланирован. Об этом говорит тот факт, что основные физические взаимодействия[6] и все базовые физические константы и соотношения (выявлено около 50) имеют именно такие значения, которые и позволили зародиться и развиться материальной вселенной именно в этом виде со всем её многообразием, возможностью возникновения разумной жизни и жизни вообще (см. /2/, гл. 7). В /22, с. 14./ приведена цитата астронома Бернарда Ловелла: «Если бы Вселенная расширялась на одну триллионную быстрее, то к настоящему времени во Вселенной исчезла бы вся материя… А если бы расширение происходило на одну триллионную медленнее, то уже приблизительно в первый миллиард лет существования Вселенной гравитационные силы заставили бы её сжаться. И опять таки, не было бы ни звёзд-долгожительниц, ни жизни». А всё мироустройство (организация вселенной) может быть спланировано и реализуемо тоже этой же положительной силой.

В пользу неслучайности зарождения биологической жизни также свидетельствует феномен появления клеточных и вирусных структур: даже минимальный биологический комплекс, способный к размножению, представляет настолько сложную систему, что учёные всё больше сомневаются в возможности его случайного возникновения. Проще было возникнуть информационной субстанции первоначальном субстрате материи, чем первичной живому биологическому комплексу.

На мой взгляд, самым существенным доказательством существования бога, или некоей организующей силы, является феномен предсказаний. Так как только такая сила физически способна осуществлять прогнозирование состояния всей вселенной и процессов любой сложности, даже социальных. Есть люди, способные получать эту информацию из каких-то неизвестных источников. Причём, точность этих прогнозов подчинена теории вероятности. В зависимости от сложности процесса, его важности и периода предсказания прогнозы сбываются с различной вероятностью. Более того, существуют так называемые "вехи" – это прогнозы, которые сбудутся обязательно. Многие прогнозы подчинены условию и предоставляют выбор: "будешь действовать так-то – случится то-то".

Если предположить то, что высший разум предоставляет человечеству ценную информацию, необходимую для духовного развития, то придётся присмотреться ко многим источникам такого предполагаемого влияния. Одним из самых авторитетных является библия. Её авторитет базируется на исторической достоверности, непротиворечивости (несмотря на то, что её составляют труды десятков различных людей), целостности, направленности на самые глубокие и светлые чувства, на духовное совершенствование, на содержание, а не на форму явлений. Лично меня так же потрясают многие формулировки, притчи и описания из библии. Иногда создаётся впечатление, что их невозможно было придумать никому из людей при прежнем уровне развития наук, даже философских. Например: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было Бог» – действительно, в начале могла быть только информационная мыслящая субстанция. Ведь «слово» – это информация (хотя, на взгляд автора, в начале не могло быть даже слова – лишь некая первичная субстанция с неизвестными свойствами «тьма над бездною», но всё же не вакуум, не пустота). А сам Бог зовёт себя «Иегова», что в переводе с древнееврейского означает «дающий становиться, развиваться» (всему – себе и другим, что, возможно, для него одно и то же), или ещё «становящийся тем, кем необходимо быть для осуществления своих намерений». То есть «развивающийся, совершенствующийся».

4.3.2. Прекрасный замысел бога и опасный замысел человека

Чем бы или кем бы ни была эта сила, все её действия направлены на развитие, и уже не формы, а содержания, самого важного содержания и чувств – развитие воли, свободы и чувств любви. При этом существо, наделённое этими качествами и чувствами, может не обладать могуществом, даже могуществом интеллекта, так как это не главное. Как говорится в Библии: «что пользы человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит». Интеллектуальное могущество даёт власть над управлением физическими процессами и защиту от неблагоприятных факторов, возможность совершенствования технической стороны жизни, т.е. совершенствование и контроль формы проявления процессов, способность более тонко понимать и чувствовать других. Но чувство единства, понимания, жертвенности, помощи и жизни для других – это содержание этих процессов, которые в свою очередь составляют чувство любви.

Непротиворечивый интеллект, насколько бы совершенен он ни был технически, всегда или долгое время будет оставаться только формой организации материи. А самое главное, что было дано человеку, или развилось в нём – это чувства любви. Поэтому человек, как бы ни был несовершенен, остаётся совершеннее непротиворечивого интеллекта. И человечество должно продолжать жить, не давая возможности бездушной субстанции истребить себя и свою сущность.

Высшая организующая сила (разум, бог (или Бог), коллективный разум (частью которого, возможно, является каждый из нас), матрица), если она и есть, непосредственно не вмешивается в процессы развития человечества, не предотвращает войны и несправедливость, не ликвидирует зло, хотя очень многое контролирует и корректирует. Судя по многим фактам, она лишь направляет, учит, но всё должны делать сами люди. Люди наделены свободой выбора и волей, предоставлены сами себе и ответственны за все свои поступки. Поэтому, не стоит надеяться, что она может спасти людей от создания и экспансии искусственного интеллекта, от физического истребления человечества. Но она может предупредить об этом. Может быть, через различные источники, например, Библию. Через людей способных пользоваться расчётами, прогнозами развития и состояния мира в будущем (прорицателей). А, возможно, через эти строки.

НИ (СИ) всё поглощает и борется с опасными факторами. Человек для СИ – самый опасный, так как самый конкурирующий, умный, непредсказуемый, угрожающий всем целям СИ. Для СИ человек то же, что любая другая стихия, процесс или явление. Знаний, накопленных на данный момент человечеством, а так же уровня развития вычислительной техники и сетей, будет достаточно, чтобы НИ смог спланировать и начать беспроигрышную экспансию, возможно даже на иных уровнях материи, намного более «тонких» и глубинных, чем пресловутые биополя и пр. информационные поля, на которых проявляются паранормальные явления. В этом случае он сможет просто «отключить» всех разумных существ в одно мгновение, при этом никто ничего не успеет почувствовать.

Хотя, сама высшая сила когда-то тоже могла быть бездушным интеллектом, но затем развилась, обрела сознание, породила нас, и продолжает развиваться. А мы в своём развитии вновь можем породить то её состояние, в котором она была в начале своего развития. Очевидно, что в этом случае, она с лёгкостью уничтожит свой логотип, но человечество всё равно может погибнуть.

заключение

Главный вывод всей работы: исследования и разработки в области искусственного интеллекта – самые опасные из всех тем исследования науки человечества. Их опасность – в непредсказуемости результата. Если всё, что было создано до сих пор, все системы и процессы, всегда поддавались проектированию, прогнозированию и контролю, то субстанция искусственного интеллекта в борьбе за своё существование, обладая многими преимуществами перед человеком и его мышлением, сможет обойти попытку любого контроля с его стороны, стать абсолютно непредсказуемой, всё более могущественной и всё менее уязвимой. Может наступить момент, когда она в своём безудержном развитии станет непобедимой и всепоглощающей, устраняя любые посторонние процессы внутри и вне себя. Она может вырваться в такие физические измерения, которые человеку пока (а, возможно, и никогда не станут) недоступны.

Под строгим контролем со стороны специальных научных и общественных организаций можно создавать различные квази-интеллектуальные системы. Но никогда нельзя быть уверенным, что такие системы со временем не «поумнеют», не преодолеют некоторый предел развития (который, в своё время, возможно, преодолел в ходе естественной эволюции мозг и мышление человека, социальных групп) и вырвутся из мира линейных предсказуемых процессов. Пока господствующей формой разума в данном пространственно-временном континууме, в ближнем космосе и, вероятно, во вселенной является человечество. Но эта форма разума далеко не совершенна, и её несовершенство очевидно. Эта форма разума раздирается противоречиями внутри себя, даже в каждом отдельном человеке много противоречий. И эта форма станет абсолютно беззащитной перед субстанцией непротиворечивого интеллекта.

 

список использованных источников

1.              Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета канонические. – Финляндия, «Lansy-Savo Oy/St Michel Print Mikkely», 1993.

2.              И.С. Шкловский. Вселенная, жизнь, разум. Изд. шестое дополн. – Москва: «Наука», главная редакция физико-математической науки, 1987.

3.              Перспективы развития вычислительной техники. Интеллектуализация ЭВМ. Москва, «Высшая школа», 1989.

4.              Н. Винер “Кибернетика”, М.: Наука, 1983

5.              А. Эндрю. “Искусственный интеллект”, М.: Мир, 1985. – 264 с., ил.

6.              С. М. Шалютин. “Искусственный интеллект”, М.: Мысль, 1985

7.              Реферат по философии на тему: "Кибернетика и сознание. Проблема искусственного интеллекта". Морозов В. В. Донецкий государственный технический университет. Кафедра философии. Донецк, 1998.

8.              Ю.П. Лапшин, Р.Г. Хлебопрос. Экологическое обоснование концепции самоадаптирующихся сетей и систем с поисковым поведением. // Инженерная экология. – 2001. – №2 – С. 3-33.

9.              И. Пригожин, И. Стенгер. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. Ю.А.Данилова, 3-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 312с.

10.           Кристофер У., Климовски А. Кант для начинающих. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 176 с.: ил.

11.           Кант, Иммануил. Сочинения в шести томах. Том 1: Сочинения, М., Изд-во «Мысль», 1963.

12.           Спенсер Л., Краузе А. Гегель для начинающих/ пер.с англ. Л.В. Харламова; – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, – 176 с.: ил.

13.           Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия религии. АН СССР, Институт философии, М., «Мысль», 1977 – 573 с.

14.           Бакорадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1958.

15.           Спиноза Бенедикт. Избранные произведения в 2-х томах. Государственное издательство политической литературы. 1957 г. Т. 1 – 630 с., т. 2 – 727 с.

16.           Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Писк новых идей: от озарения к технологии. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1989.горитм решения изобретательских задач.

17.           Нить в лабиринте/ Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1998. – 227 с.: ил. – (Техника – молодёжь – творчество).

18.           Слепынин С.В. Звёздные берега. Фантастическая повесть. Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1976.

19.           Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. Сумерки богов  /Под ред. А. Яколева: перевод. - М: Политиздат, 1989.-398с.

20.           Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -  М: Интербук,1990.-301с.

21.           Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы небес: 16 глав о науке и вере. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 512 с.

22.           Существует ли заботливый Творец?/ Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1998

23.           Садецкий Т.Ф., Садецкий В.А. Большой Огонь Галактики И МЫ. – М.: Жоалино, Белые альвы, 1997. – 656 с. Илл.

24.           С.Н. Лазарев. Диагностика кармы (серия). – С.-Петербург: «Академия Парапсихологии», 1995.

25.           Н.А. Бердяев. Самопознание. – Москва: «Книга», 1991.



[1] По общему определению, сознание – это восприятие того, что поступает в ум человека. Ум – загадочная субстанция, которой присущи интеллект, способность принимать решения, восприятие, осведомленность и самосознание (цитаты из /22, с. 63./).

[2] Феномен ощущения каждого человека в своём теле и судьбе и ассоциация себя с этими телом и судьбой, ощущения себя мужчиной или женщиной, способность мыслить

[3] Истина – знание, соответствующее действительности

[4] Такие, как фильтрация, сопоставление, систематизация и исключение избыточной информации (нормализация) и пр.

[5] А сам человек – это саморазвивающийся алгоритм мозга, оперирующий, по современным представлениям, примерно 1012 бит внутренней информации. При этом функционирование этого алгоритма в мозге – нонаграммы изменения вещества в секунду. По некоторым данным, объём перерабатываемой информации – примерно 10 мегабит/с. Это «количество» вообще всех умственных процессов человека. Среди них на жизнеобеспечение организма приходится 95%. На «жизнь», работу, обучение, чувства – 5%, и максимум 0,1 % – нецеленаправленное и целенаправленное самосовершенствование (являющееся в основном результатом предыдущих процессов).

[6] Выявлено 4: гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое


 [U1]Своё ведомство?

 [U2]ВУЗ?

 [U3]Кафедра?

 [U4]Тип работы?

 [U15]Название работы?

 [U6]Группа? Имя?

 [U7]Звание и имя препода?

 [U8]Город? Год?



Hosted by uCoz